Конец прошедшей недели ознаменовался открытым конфликтом между властями Республики Крым и правительством РФ.
В минувшую пятницу в Москве состоялся круглый стол «Крым и вызовы для России. Развитие в условиях санкций», в котором принял участие глава республики.
— http://glava.rk.gov.ru
Его выступление оказалось беспрецедентно жестким в адрес федерального правительства. Сергей Аксенов обвинил его в том, что Крыму до сих пор не выделено «ни одной копейки» в рамках ФЦП развития полуострова.
— http://primechanya.ru
Кабмин не остался в долгу, и вчера анонимный источник оттуда заявил, что «профессионализм и качество работы региональных властей вызывает серьезную озабоченность у руководства правительства».
— http://tass.ru
А, кроме того, правительство РФ поручило Минэкономразвития и Минфину внести предложения о наказании властей республики Крым в связи с заморозкой средств из федерального бюджета, выделенных на развитие региона.
— http://tass.ru
Данная коллизия является продолжением непростого и все более болезненного процесса адаптации крымских управленческих структур, а вернее – крымских управленцев, к работе государственного механизма России.
Выбранная федеральным центром стратегия достаточно проста – от максимально мягкого и лояльного отношения (в течение первого года после воссоединения) до планомерно усиливающегося давления и увеличивающихся требований к крымским должностным лицам. Цель очевидна – приведение работы крымских органов власти к стандартам обычного российского региона.
Активная фаза началась сразу после первой годовщины референдума, когда управление ФСБ в Крыму начало пачками возбуждать уголовные дела против чиновников полуострова по коррупционным статьям.
— http://lenta.ru
Параллельно Москва стала сначала очень деликатно, а затем все более настойчиво вводить в органы управления Крыма представителей федерального центра. Причем в данном процессе она сталкивалась с явным сопротивлением, если не сказать саботажем, властей полуострова.
— Кремлёвская шутка
Новым вызовом для отношений между центром и регионом стал недавний крымский блэкаут. Хотя внешне все было по большей части гладко, в федеральное медиа-пространство местами прорывалась информация, что главные заслуги в преодолении кризиса принадлежат представителям федерального центра, поскольку до их вмешательства ситуация развивалась просто катастрофическим образом. Подобные сообщение были крайне болезненно восприняты крымским руководством.
— http://lenta.ru
Объективным же показателем произошедшего стала смена республиканского министра топлива и энергетики, чье кресло заняла представитель федерального центра. Причем уже через пару недель работы Светлана Бородулина обнародовала вопиющие нарушения в работе энергокомплекса полуострова с колоссальным ущербом.
— http://rusnovosti.ru
Нынешнее обострение отношений между руководством Крыма и федеральным правительством имеет под собой чрезвычайно простое объяснение: конец года предполагает подведение итогов и оценку проделанной работы, а тут властям полуострова похвастаться особо нечем.
Год назад Сергей Аксенов сообщил, что из выделенных республике на 2014 год средств было освоено только 10%.
— http://ria.ru
Главная причина столь низкой эффективности была очевидной. Неопытные в российской системе крымские власти не смогли оформить необходимую документацию и соблюсти положенный алгоритм действий в соответствии с требованиями. Это было понятно и вполне простительно.
Однако прошел год – и ситуация повторилась один в один. Согласно озвученным вчера из правительства России цифрам Крым смог в 2015 году освоить чуть больше 10% (308 млн. из запланированных 2,77 млрд.).
— http://tass.ru
Тут возникают вполне закономерные вопросы к профессионализму и эффективности органов управления Крыма, чьи объяснения по поводу неопытности и неадаптированности к российской системе выглядят куда менее убедительно, чем в прошлом году.
При этом уровень освоения средств является одним из важных показателей качества работы региональных властей. Так что, обвинения крымских властей в адрес федерального правительства похожи на перекладывание вины: это не мы не сделали, это нам не дали возможности сделать.
Следует отметить, что действительно существует проблема, когда заложенные в федеральный бюджет средства перечисляются ближе к концу года. В результате регионы или организации вынуждены использовать разнообразные схемы (кредиты под госгарантии, задержка оплаты подрядчикам и т.д.), чтобы в течение года выполнить запланированный объем работ, а расплатиться по нему пришедшими в конце года деньгами. Но эта проблема давно известна, так же как давно отработаны и механизмы ее обхода. Так что, крайне сомнительно, что объяснения крымских чиновников будут восприняты как убедительные, учитывая, что остальные российские регионы вполне справляются с данной задачей.
В заключение надо отметить, что, несмотря на всю проблемность и болезненность, протекающие процессы совершенно нормальные и здоровые. Россия, не спеша, но неумолимо интегрирует в себя Крым, включая работу бюрократической машины и политическую культуру.
Так что, крымским чиновникам просто хочется пожелать осознать реальность и перестраиваться побыстрее, поскольку в данном случае, как говорится, сопротивление бесполезно.
Комментарии (0)