Ссопроводительный комментарий автора на странице Facebook:
Надоела истерика (включая некоторых друзей) «мы все умрем». Решила написать про это колонку для «Взгляда». Ирония судьбы в том, что главные системные проблемы России, которые, по мнению пессимистов, ведут нас к катастрофе, они идентичны проблемам всего остального мира. Причем до смешного идентичны. Включая великие и ужасные США и образец для подражания наших ура-патриотов — Китай. У всех одно и то же. При этом у России есть ряд преимуществ. Так что, я думаю, все у нас будет хорошо. Но это, в общем, не секрет, что я так думаю.
В России недостаточно просто работать и зарабатывать на жизнь
Многие подметили увеличение упаднических, а то и откровенно апокалиптических настроений в социальных сетях. Причем это нельзя списать исключительно на «заряженные» информационные кампании в интернете.
Нет, пессимизмом, прорицанием грядущей национальной катастрофы и неизбежностью поражения России в текущих мировых конфликтах занимаются зачастую лично знакомые люди, причем вполне вменяемые. Они приводят аргументы – и местами вполне весомые – в подкрепление своей позиции «мы все умрем».
Некоторые из этих аргументов можно оспорить, поскольку они позволяют разнообразные толкования. Это касается и покупки российским Центробанком американских трежерис, и грядущей приватизации (вернее, продажи небольших пакетов акций) крупнейших госкорпораций, и системы «Платон», и политики Кремля в отношении Украины и Сирии (слил Путин или не слил? влезла Россия на Ближнем Востоке в фатальную для себя ловушку или успешно столбит себе статус мировой державы?).
Однако есть темы, в отношении которых спорить с пессимистами трудно. Главной, пожалуй, является та, что российская власть не знает и не понимает, что делать с национальной экономикой и продолжающимся кризисом в ней. Растерянность ключевых фигур экономического блока российской власти (как в правительстве и ЦБ, так и в госкорпорациях) чувствуется все более отчетливо.
Плюс сохраняет свою остроту тема национализации элит. Страна, с одной стороны, регулярно наблюдает эскапады властей предержащих, которые выглядят пиром во время чумы, а с другой, некоторые представители правящей элиты выдают такую риторику и такие действия, что среднестатистический россиянин испытывает смутное желание поставить их к стенке за саботаж и госизмену.
И это действительно проблемы, игнорировать которые глупо.
В то же время ситуация, несмотря на всю сложность, далеко не фатальна, и у России хорошие шансы успешно преодолеть текущий глобальный кризис. Собственно, именно в том, что этот кризис носит глобальный характер, немалый залог будущего успеха России. Потому что описанные выше проблемы характерны абсолютно для всего мира.
Весь мир не знает, что делать с накатывающим экономическим кризисом, что делать с современной экономикой, достигшей объективных пределов роста. Больше ни у кого не работают привычные схемы и методики.
Япония уже десять лет не может вытащить свою экономику из рецессии, несмотря на все предпринимаемые – весьма радикальные – меры. США смогли отсрочить в 2008 году крах экономики, включив печатный станок, но эта мера исчерпала себя, и сейчас весь мир наблюдает, смогут ли американцы принудить Европу к Трансатлантическому соглашению, чтобы сожрать ее экономику и тем самым получить еще некоторую отсрочку.
Но речь снова об отсрочке, а не принципиальном решении проблемы. Даже Китай, казалось бы, являющий для России образец экономического развития, прямо здесь и сейчас сталкивается с крайне сложными экономическими проблемами – от надутых пузырей на рынке до все более открытого падения статистических показателей, которые неизвестно как «выстрелят» для перегретой экономики Поднебесной, да и всего мира.
С элитами ситуация не лучше. В Европе идет жесточайшая подковерная борьба между теми, кто намерен сдать Старый Свет на «съедение» американцам, и теми, кто упорно сопротивляется этому сценарию, потому что это означает их личный конец. Си Цзиньпин разрушил тридцатилетнюю систему консенсуса китайских элит и правил игры, созданных Дэн Сяопином, а триллион долларов, выведенных из Китая в прошлом году, вполне себе нагляден как пример «патриотизма» существенной части элит Поднебесной. И никто не может сказать, чем закончится этот процесс.
И даже мировой гегемон и единственная сверхдержава не может похвастаться целостностью и единством устремлений своего правящего класса. Идущая президентская кампания обнажила для всех интересующихся глубокие расколы и внутренние противоречия в американских верхах.
Так что ключевые проблемы России полностью аналогичны проблемам, с которыми имеет дело весь остальной мир и его главные геополитические игроки.
Но даже в этих проблемах у России есть определенные преимущества.
Да, похоже, российская власть не знает, как системно решать текущий экономический кризис. Однако мы наблюдаем явно осмысленное использование совершенно традиционных и сохранивших свою актуальность процедур. В ситуации глобального экономического кризиса, который грозит масштабным и кровавым переформатированием:
Строй инфраструктуру – есть!
Покупай золото – есть!
Развивай продовольственную безопасность – есть!
Наращивай обороноспособность – есть!
С элитами у нас тоже не все так плохо. Хотя глупостей, а то и просто саботажа, хватает, процесс национализации идет, причем быстрыми темпами. А западные партнеры немало в том России помогают: то британский суд даст двухлетний тюремный срок сбежавшему олигарху-антипутинцу, то швейцарский банк с безупречной репутацией так науправляет личными активами, что потеряет более 70 млн долларов двух российских клиентов. Понимание, что деваться с этой подводной лодки под названием «Россия» им некуда, в российских элитах нарастает с высокой скоростью.
Однако главный фактор, обещающий, что Россия справится со всеми текущими вызовами и проблемами, – это очень хорошее состояние и умонастроение российского общества. Народ всегда был главным субъектом российской истории, особенно в самые сложные ее периоды.
Спала волна эйфории Русской весны, прошел период шапкозакидательства кризиса, санкций и контрсанкций. Страна просто живет, работает, справляется, сжав зубы, с очередными терактами и техногенными катастрофами, ходит на выставки и скупает абонементы в филармонию, воюет помаленьку, местами перекапывает дачные газоны снова под картофельные грядки, участвует в акции «Бессмертный полк», снова работает.
Произошла даже не мобилизация, а возвращение в привычный для России режим жизни – как всегда, непростой, но в которой появился общий для народа высший смысл. Смысл, лучше всего который, наверное, метафорически передает знаменитая притча о строительстве Шартрского собора. 1
Народу в России недостаточно просто работать и зарабатывать на жизнь, народ у нас снова строит «Храм». А исторический опыт показывает, что в этом состоянии Россия непобедима.
Комментарии (0)