Аналитичка в Донбассе. День первый

донецк
Фото: Александр Стринадко, «Говорит Донецк»

За последние месяцы мои командировки в Донбасс срывались не менее пяти раз. Мои коллеги занимаются подготовкой и подачей исков против Украины в Европейский суд по правам человека от граждан Украины, пострадавших от действий украинских силовиков, и поездки в Донецк и Луганск стали для них привычными. Мне же все время что-то мешало поехать с ними. Но, наконец, все сложилось, и мне предстоит провести почти 3 дня в Донецке. Так что, три дня в ВК вместо привычного формата аналитички будут мои заметки — наблюдения, размышления и впечатления о том, что я увижу.

Донбасс устал.

Впечатление, которое становилось все более острым последние месяцы в процессе он-лайн-коммуникации с людьми с Донбасса последние месяцы, полностью подтвердилось в личном общении на месте. Люди устали от обстрелов (те территории, что им подвергаются), от подвешенности региона в неопределенности, от безработицы и безденежья, от накапливаюшихся нерешенных проблем.

Но в этой усталости очень много фатализма и готовности двигаться вперед. Отправляясь в Донецк и зная о имеющихся проблемах в республиках, я была готова столкнуться с желанием людей «провернуть фарш обратно». Ностальгия по мирным благополучным временам у людей действительно есть, вот только события последних полутора лет отрезали регион от Украины. И судя по всему, отрезали навсегда. Украина — она там, за блокпостами ВСУ, и живут там укропы (или укры). Похоже, Донбасс сам до конца не определился со своей новой государственной самоидентификацией, но одно точно — это больше не Украина.

Для носителя российского государственного мировоззрения это одна из самых удивительных и непостижимых вещей — то, с какой последовательностью и упорством Украина отрезает от себя регион. Не только в чем-то глобальном, типа войны или экономической блокады, но и в каких-то чисто человеческих деталях — в выматывании людей на блокпостах, в совершенно абсурдных бюрократических препонах, в которых нет никакого смысла кроме целенаправленного уничтожения всех связей и зависимостей Донбасса и его людей от бывшей «метрополии». Риторика о «единой краине» добавляет сюрреализма в эту фантастическую картину.

Так что, по сути, Украина добилась именно того, к чему старательно стремилась последние месяцы. Донбасс движется вперед, все дальше и дальше от бывшей «страны пребывания».

Но люди устали.

В принципе, стратегически выбор новых властей оказался абсолютно верным. В условиях разрушения, хаоса и войны была сделана ставка на два главных направления работы: на коммунальную сферу и культурно-развлекательную.

Уже неоднократно говорилось, что, когда все закончится, коммунальщики Донбасса должны быть первыми, кому надо поставить памятник. И это абсолютно заслужено — Донецк содержится в идеальном состоянии. Некоторые горожане утверждают, что теперь он даже более чистый и ухоженный, чем был до войны, хотя тогда казалось, что это невозможно.

С культурой и развлечениями тоже понятно. В условиях краха привычной жизни и ужасов войны духовная пища — концерты, спектакли, фестивали и т.д. — дают людям жизненно необходимые для них позитивные эмоции.

Проблема в том, что этого становится недостаточно. И это все более заметно.

Донбасс — регион-трудяга, привыкший даже не работать, а пахать. А работы нет. Большинство заводов стоит — и это в промышленном регионе с его миллионной высококвалифицированной рабочей силой. Нет работы и, как следствие, нет заработков.

Причин для такой печальной ситуации, очевидно, множество, включая абсолютно объективные и не зависящие от воли конкретных людей. Но есть и такой факт, что в тотально индустриальной ДНР нет министерства по промышленной политике.

Итогом становится видимое и явственно чувствующееся социальное напряжение и раздражение людей. Причем это уже не имеет отношения к Украине, это уже чисто внутренние донбасские дела. И решать эту проблему властям придется. Хотелось бы, чтобы это произошло скорее раньше, нежели позже.

Источник

Комментарии (0)

Добавить комментарий