Как развалить государство за его счёт

14010
Фото: BavarianCar.lv

Илья Козырев

В последние годы перед развалом Советского Союза самым заметным событием для республик советской Прибалтики был «Балтийский путь», посвящённый пятидесятилетию пакта Молотова — Риббентропа. Эдакий позднесоветский флешмоб, документальные материалы о котором ЮНЕСКО включила в международный регистр «Память мира», признав феноменом ненасильственного сопротивления — одной из девяти самых знаменитых «живых цепей». Непрерывная линия длиной в 600 км протянулась от Таллина через Ригу до Вильнюса и её могли составлять, по некоторым данным, до двух миллионов человек. Считается даже, что во многом именно это мероприятие укрепило уверенность титульного населения Прибалтики в реальности и безопасности выхода из СССР.

Оставляя за скобками политическую сторону вопроса, интересно рассмотреть финансовый аспект такого неординарного события. Согласитесь, если не рассматривать стихийные бедствия и войны, немного можно вспомнить случаев организованного перемещения таких больших масс людей в рамках одного мероприятия. Разумеется, сейчас уже мало кто вспомнит ценовые подробности советских времён, чтобы правильно оценить стоимость организации подобного флешмоба в нынешних деньгах. Поэтому попробуем подсчитать, а сколько это могло бы стоить, возьмись мы сделать что-то похожее в наши дни.

Будем считать по минимуму. Примем, что от Таллина до Вильнюса через Ригу ровно 600 км, или 600 000 метров, а на одном метре будет стоять один человек — получается, что нам понадобится задействовать 600 тыс. человек. Предположим также, что половина из них, т.е. 300 тысяч, будут стоять в цепи в пешей доступности от мест своего проживания либо воспользуются собственным транспортом.

Оставшимся 300 тысячам участников придется нанимать целый флот автобусов в количестве 7500 (семи тысяч пятисот) единиц из расчета 40 человек в каждом автобусе – чай не баре, потеснятся. Мероприятие с учетом последующего пикника займет весь световой день, так что стоимость аренды приличного автобуса по данным рекламных сайтов составит в среднем 170 евро.

Итого только в части аренды транспорта флешмоб обойдется в 1,275,000 (один миллион двести семьдесят пять тысяч) евро. Получается, что организовать сегодня даже гораздо более скромное мероприятие – 600 тыс участников против предположительных 2 млн в 1989 году – возможно только при финансовой поддержке какого-нибудь иностранного государства или неслабого спонсора.

Но возникает вопрос: а как же решили проблему средств тогда, 27 лет назад? Может, деньги переправлялись из-за рубежа от многочисленных антисоветских центров по нелегальным каналам? Или деньги собирались с миру по нитке? А может, протесты финансировались подпольным бизнесом, жаждавшим освобождения?

Ничего подобного, всё намного проще. Ответ очевиден для каждого, кто в те времена уже достиг сознательного возраста. Это всё было бесплатно. Точнее, за счет государства — советского, социалистического, коммунистического, тоталитарного, оккупационного и далее по списку.

Вот примерно как происходило тогда. К руководителю завода (колхоза, института) приходили активисты и говорили: «Иван Петрович (Таливалдис Модрисович), отпустите нас завтра всем коллективом на митинг». На что Таливалдис Модрисович (Иван Петрович) отвечал: «Конечно, и вас отпущу, и автобус заводской (институтский, колхозный) дам, и сам с вами поеду». Сейчас такое невозможно в принципе. Заводы частные, институты платные, колхозы вообще исчезли. Иван Петрович и Таливалдис Модрисович в рабочее время отпустят только на биржу труда. Автобусы доступны в любом количестве по 170 евро в день в среднем.

Вообще напрашиваются странные выводы. Бороться с прошлым государством можно было за счет самого государства, поскольку то государство было народным. Все значимое имущество принадлежало государству, а значит — народу. Деньги из-за характера того государства большой роли не играли. И если народ желал устроить такой флешмоб или другое мероприятие, то представители народа на разных уровнях государственной иерархии такую возможность народу предоставляли. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на любую фотографию «Балтийского пути» — нет ни одной, где бы не фигурировал автобус.

То же самое касается всех прочих аспектов деятельности борцов за свободу и демократию. Говоря о тех временах, никто не может вспомнить ничего похожего на сбор средств, никто ни на что свои кровные не отдавал, не было таких призывов, да и быть не могло. Многочисленные газеты, листовки, плакаты, залы для собраний, организации митингов, поездки по стране – всё делалось за счёт творческих союзов, предприятий, организаций, а в конечном счёте за счёт госбюджета. А борцы с режимом боролись с режимом, получая зарплату от режима же.

Завершился этот праздник народовластия тем, что в каждой из трёх прибалтийских республик Верховный Совет, т.е. высший орган советской (!) оккупационной (!!) власти, провозгласил независимость, после чего народные и социалистические республики быстро превратились в независимые демократические и капиталистические государства. Вскоре демократическим путем часть избирателей стали лишенцами, 1 а капиталистическим путем государственная (она же общенародная) собственность была распродана.

С тех пор ничего подобного «Балтийскому пути» и последующему празднику народовластия произойти не может в принципе. Оказывается, только при социализме можно поменять надстройку за счет базиса. При капитализме замена надстройки возможна только за свой счет, ну а поскольку изменять надстройку при капитализме желают в основном те, кому денег, власти или иных благ не досталось, то эта задача становится очень трудной, практически невозможной.

Источник


1 — Лишенец, неофициальное название гражданина РСФСР-СССР до 1937 года, лишенного избирательных прав согласно Конституциям РСФСР 1918 и 1925 годов. Лишенцы не имели возможности «занимать ответственные должности, а равно быть заседателем в народном суде, защитником на суде, поручителем, опекуном». Они не имели право получать пенсию и пособие по безработице.

Комментарии (0)

Добавить комментарий