15 апреля 1989 года
На стадионе «Хиллсборо» в Шеффилде во время полуфинального матча Кубка Англии по футболу между клубами «Ноттингем Форест» и «Ливерпуль» произошла давка, повлёкшая смерть 96 болельщиков «Ливерпуля». Всего же в трагедии получили ранения разной степени тяжести 766 человек.
В конце января 2016-го года Великобритания прекратила расследование в отношении своих военнослужащих, подозреваемых в совершении преступлений против гражданского населения Ирака. Среди пострадавших от действий британских солдат было более полутора тысяч человек, почти 300 из них были убиты. Одновременно было прекращено расследование и по другим делам, имеющим отношение к фактам нарушения прав человека британской армией. Официально причины не объявлялись, однако министр обороны Майкл Фэллон заявил, что из-за подобных процессов у военных зачастую связны руки в ходе боевых действий.
В обсуждениях этой новости встречались (к сожалению чаще, чем хотелось бы) одобрительные комментарии, суть которых сводилась к тому, что поступать подобным образом не только хорошо, но и естественно. Именно так — всегда защищать своих — и должны поступать « нормальные страны». В «этой стране», разумеется, всё было и есть наоборот, власть всегда бьёт собственный народ и далее по привычному регламенту. От Ивана Грозного до Путина. Я не буду останавливаться на вопиющих логических противоречиях этой идеи с другими популярными претензиями либеральной аудитории. Не буду строить предположения на предмет её реакции в случае, если бы «эта страна» в аналогичной ситуации поступила как «нормальная». Напомню лишь, что сама идея не нова. В минувшем веке её продвигал один известный европейский политик:
Сегодня, в день годовщины трагедии на «Хиллсборо», я хочу вспомнить один эпизод из жизни «нормальных стран». В качестве иллюстрации.
15 апреля 1989 года на стадионе «Хиллсборо» в Шеффилде во время полуфинального матча Кубка Англии по футболу между клубами «Ноттингем Форест» и «Ливерпуль» произошла жуткая давка, в которой погибли 96 и получили ранения разной степени тяжести 766 человек. Среди погибших было 38 детей.
Годом раньше на этом же стадионе болельщики «Ливерпуля» также попали в давку, но обошлось без жертв. В связи с этим клуб просил перенести матч 1989 года на другой стадион, но эта просьба была отклонена Футбольной ассоциацией.
Матч был назначен на 15.00. Многие болельщики «Ливерпуля» не успевали к этому времени из-за пробок на дорогах, усугубленных ремонтными работами. Просьбы задержать начало матча были проигнорированы. В результате к трём часам перед турникетами скопилась огромная толпа. Заведующий безопасностью на стадионе шеф-суперинтендант полиции Дэвид Дакенфилд отдал приказ билеты не проверять, открыть ворота и пропустить всех по коридору, который вёл к уже практически заполненной центральной трибуне. Зрители оказались запертыми металлическими оградами с трёх сторон и нахлынувшей толпой с четвёртой.
На 6-й минуте матч был остановлен. Попытки болельщиков высвободиться из давки были приняты за хулиганское желание прорваться на поле, против пытавшихся направили отряд полицейских с собаками. На мольбы убрать одну из оград, чтобы открыть погибающим людям путь на поле, полиция ответила отказом, поскольку не могла сделать этого без приказа от Дакенфилда. Число жертв и пострадавших могло бы быть значительно меньше, если бы на стадион пропустили кареты скорой помощи, однако полиция этому воспрепятствовала.
Спустя четыре дня газета The Sun опубликовала на первой полосе «сенсационный» репортаж под заголовком The Truth («Правда»), в котором утверждалось, что:
- в гибели болельщиков виноваты пьяные фанаты «Ливерпуля», прорвавшиеся в заполненный сектор;
- болельщики «Ливерпуля» мочились на полицейских, пожарных, а также на тела своих погибших товарищей и мародёрствовали, обчищая им карманы;
- фанаты избивали полицейских, делавших искусственное дыхание пострадавшим.
По итогам происшествия был составлен «Доклад Тейлора». Его целью было установить причины трагедии и дать рекомендации относительно условий безопасности на спортивных мероприятиях в будущем. Рекомендации касались продажи алкоголя в пределах стадионов, цен на билеты, ограждений, турникетов, содержали запрет на вставание с мест и т.д.
Спустя 21 год, в феврале 2010-го, была создана Независимая комиссия по расследованию причин трагедии на «Хиллсборо» под руководством епископа Ливерпуля Джеймса Джонса. Работа продолжалась более двух лет, 12 сентября 2012 года был опубликован итоговый отчёт на 395 страницах. Отчёт вызвал настоящую сенсацию в Великобритании, поскольку он подтвердил, что болельщики «Ливерпуля» были несправедливо обвинены в случившемся, причём за этим обвинением стояла полиция Южного Йоркшира.
Основные выводы комиссии:
- Полиция проверяла наличие алкоголя в крови у ещё не остывших тел, в том числе детей. В тех случаях, когда алкоголя не обнаруживалось, полиция искала записи в базе данных правонарушений, рассчитывая тем самым «подмочить репутацию» погибших.
- Полиция изначально выработала «стратегию», целью которой было убедить всех, что в случившемся виноваты болельщики «Ливерпуля». В числе тех, кто принимал участие в обсуждении «стратегии», и экс-шеф-констебль Мерсисайда Норман Беттисон.
- Коронер в нарушение закона отказался проводить экспертизу тел части погибших, основываясь на том, что все 95 (на тот момент) жертв умерли одинаково.
- Коронер установил «отсечку» по времени в 15.15, поскольку считал, что после этого времени никого спасти уже было невозможно. Однако последующие вскрытия тел показали, что это не так. Данные об этом были изменены или скрыты. 41 человек из 96 погибших на 15.15 имели шанс выжить.
- Полиция Южного Йоркшира «сливала» ложную информацию прессе через члена Палаты Общин от Консервативной партии Ирвайна Паттника и шеффилдское агентство новостей. Оттуда это поступало в газету The Sun Кельвину Маккензи, опубликовавшему скандальную статью.
- В 116 из 164 отчётов полиции были изменены комментарии, «неудобные» для полиции Южного Йоркшира. Аналогичные правки были внесены в отчёты медицинской службы.
- Нет ни одного подтверждения тому, что болельщики «Ливерпуля» были пьяны, вели себя агрессивно и пытались прорваться на стадион, не имея билетов.
- Нет ни одного подтверждения тому, что болельщики «Ливерпуля» дрались с полицией, мочились на трупы товарищей и обчищали их карманы.
- В трагедии и в том, каковы оказались её масштабы, виновата полиция Южного Йоркшира, которая оказалась не готова к проблемам, была неспособна осознавать последствия своих действий, коронер, служба скорой помощи, и те, кто разрешил проведение матча на «Хиллсборо», зная о проблемах с безопасностью.
Публикация отчёта Независимой комиссии вызвала бурное обсуждение в Палате общин, где в тот же день, 12 сентября, с речью выступил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Кэмерон сообщил, что семьи погибших были правы, отстаивая свою точку зрения, и сообщил, что в отношении жертв трагедии была допущена «двойная несправедливость». По его словам, сначала государство не справилось со своей обязанностью их защитить, а потом жертвы сами оказались виноваты в своей смерти. Кэмерон от имени правительства Великобритании извинился перед семьями погибших и сказал, что возможно будет проведено новое расследование с тем, чтобы установить и наказать виновных в случившемся. Однако, заметил он, решение о необходимости такого расследования находится в компетенции Генерального прокурора страны.
Насколько я поняла туманные обещания так и остались обещаниями.
По материалам Hillsborough disaster и др.
Комментарии (0)