История одной анафемы

12 ноября

День памяти одного из выдающихся деятелей Украины.


За свою долгую жизнь он построил 26 соборов, церквей и колоколен.
За воинские заслуги был награжден польским орденом Белого Орла.
Второй в российской истории кавалер ордена Андрея Первозванного.
Его портрет красуется на украинской денежной купюре.

В его честь названы населённые пункты в трех штатах США и Канады, национальный парк в Австралии и улицы в Ивано-Франковске, Киеве, Луцке, Львове, Ровно, Тернополе, Ромнах. Его именем названы два квартала города Галац в Румынии.

Его памятники стоят в Киеве, Чернигове, в румынском городе Галац, в одном из украинских сел, в городе Кергонсон (США), на территории посольства Австралии в Киеве.

Он стал героем огромного количества драматических, прозаических и поэтических произведений, среди авторов которых были Виктор Гюго, Фаддей Булгарин, Байрон, Александр Пушкин, Юлиуш Словацкий. Авторами опер и музыкальных произведений в его честь были десятки композиторов, в том числе Ференц Лист, Петр Чайковский и Сергей Рахманинов. Он был героем картин Жерико, Делакруа, Верне и Буланже. Кинематографическое искусство тоже отметилось – 8 художественных и биографических фильмов.

В 2009 г. президент В. Ющенко под занавес своего правления учредил в его честь Крест «для награждения граждан за значительный вклад в возрождение национального культурно-художественного, духовного, архитектурного, военно-исторического наследия, заслуги в государственно-созидательной, дипломатической, гуманистической, научной, просветительской и благотворительной деятельности». Успел за полгода наградить 62 человека. Под N 27 значится Филарет (Денисенко, Михаил Антонович), а под N 60 – Ющенко Петр Андреевич, старший брат президента.

Так кто же и какое событие вспоминаются 12 ноября?

В 1708 году, в этот день, Российской Православной Церковью была провозглашена анафема гетману Иване Мазепе:

Христе Спасителю нашъ, который далъ еси намъ власть вязати и рѣшити, глаголя: яже аще свяжете на земли, будутъ связана и на небеси, и яже аще разрѣшите на земли, будутъ разрѣшена на небеси; Ты самъ реклъ еси: аще око твое соблазняетъ тя, изми е и верзи отъ себе; аще рука твоя соблазняетъ тя, отсѣцы ю; аще нога твоя соблазняетъ тя, отсѣцы ю. Измѣнникъ нынѣшній былъ у государя своего якоже зѣница ока, назирающая прадѣднаго его государства достояніе, — былъ якоже рука, кормило малыя Россіи управляющая, — былъ яко нога, на нейже тѣло россійское подтверждашеся. Нынѣ убо понеже тое око, тая нога и сама соблазнися и прочихъ хотяше соблазнити, мы Твоимъ именемъ, Христе, Спасителю нашъ, и властію, намъ отъ Тебе данною, аки мечемъ обоюду острымъ, удъ растлѣнный и согнившій отъ тѣла церкви святыя отсѣцаемъ, да не поврежденіемъ единаго уда, прочіе уды въ поврежденіе пріидутъ. Уне есть единому уду растлѣнному погибнути, да не все тѣло въ поврежденіе пріидетъ.

Мы убо, во имя Христово всѣ собравшіеся здѣ архіерее, властію, намъ отъ Бога данною, нынѣшняго измѣнника, перекидчика и явственнаго вора Ивашку Мазепу, бывшаго гетмана, за его измѣну и вѣроломство проклинаемъ: анаѳема, анаѳема, анаѳема, да будетъ проклятъ.

Слово предъ проклятіемъ Мазепы, произнесенное митр. Стефаномъ Яворскимъ
въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ, 12 Ноября 1708 г.
Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи», Томъ III.
Кіевъ: Въ типографiи Кіевопечерской Лавры, 1865. — С. 499-512.

Анафеме Иван Мазепа был предан
— за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю,
— за то, что позволил сжигать и осквернять православные храмы шведским солдатам,
— за то, что был склонен «к пороку и безнравственности», «предавался греху блуда,начиная со времени своей молодости, когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону».

«Вором» в тексте отлучения Мазепа был назван потому, что он выкрал гетмановскую казну – по свидетельству историков, сундук с золотом, несколько мешочков с бриллиантами и другими драгоценностями, а также два бочонка золотых дукатов.

«Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы», Густав Олаф Цедерстрем,  1880
«Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы», Густав Олаф Цедерстрем, 1880

Для справки:
12 ноября 1708 года в Троицком соборе Глухова в присутствии Петра I митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф (Кроковский), родом из Львова, в сослужении других архиереев: святого архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Иоанна (Максимовича) и епископа Переяславского Захарии (Корниловича) совершил литургию и молебен, после чего «предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев». В тот же день в Глухове была совершена символическая казнь бывшего гетмана, которая описывается следующим образом:

Вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на веревке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил».

Дмитрий Бантыш-Каменский.
История Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения гетманства.
Киев, 1903, стр. 401

После поражения в битве под Полтавой (июль 1709 г.) Иван Мазепа и шведский король Карл XII скрылись в Бендерах, принадлежавшем тогда Османской империи. Там Мазепа согласился стать данником польского короля с получением воеводства в Белой Руси.

Имя Мазепы, несмотря на его заслуги перед Церковью, Российской империей и Малороссией, стало символом клятвопреступления, предательства, измены Отечеству.

Императором Петром был учрежден орден Иуды, предназначавшийся Мазепе. Дошедший до нас документ подробно раскрывает содержание царского указа:

В нынешнем 1709 году Июля в 22 день в указе великаго Государя Царя в Ижорскую канцелярию из военнаго походу из-под Полтавы за закрепою Светлейшаго князя написано:

«Зделать тот час манету серебряную весом в десять фунтов, а на ней вырезать Иуду на асине повесившагося и внизу тридесять сребреников лежащих, и при них мешек, и назади подпись: треклятый сын погибельный Иуда, еже за сребролюбие давится. Да к той манете зделать чепь в два фунта, и прислать тое монету в военной поход на нарочней почте немедленно.»

Труды Рязанской учёной архивной комиссии. Рязань. 1894. Т. IX. Вып. 1. С. 69.

Общий вес медали вместе с цепью составил около пяти килограммов! Но бывший гетман малороссийских казаков Иван Степанович Мазепа так и не получил отлитую для него «Иудину награду», поскольку скончался в Бендерах 22 сентября 1709 года.

Источник

Комментарии (0)

Добавить комментарий