По наблюдениям за реакцией на декабрьские события вне «болотного» Интернет-мэйнстрима заметил 4 ярких и опасных заблуждения, которые могут выйти всем нам боком.
1) «У оппозиции нет лидера, а у власти он есть».
И пока, дескать, все претенденты в оранжевые фюреры меж собой грызутся (а 20 лет показали, что они готовы этим заниматься пожизненно), власти бояться нечего.
На самом деле это не совсем так. Во-первых, лидеры имеют свойство возникать как чертик из табакерки, если есть спрос. Не всегда лидеры создают ситуацию – ситуация сама может рождать лидеров.
А, во-вторых, лидер-то как раз есть.
Он имеет все необходимое для такой роли: ореол мученичества, восторг интеллигенции, неослабевающий пиар, поддержку Запада, харизму и желание.
Он может получить поддержку и от коллег по олигархии, как это уже было однажды – вспомним раннего Белковского:
Самый яркий (хотя и доселе публично не обсуждавшийся) акт отречения элиты девяностых годов от России был зафиксирован весной 2003 года в Вашингтоне. В беседе с одним из высокопоставленных представителей администрации США знаменосец этой элиты бизнесмен Михаил Ходорковский прямо заявил, что, придя к формальной политической власти, он (его клан) пойдёт на полное ядерное разоружение России. …
По замыслу Ходорковского и Ко, программа утилизации нашего ядерного арсенала (включая переработку оружейного плутония) потянула бы на $50-60 млрд. Кроме того, акционеры ЮКОСа рассчитывали получить не менее $100 млрд. (в денежной и неденежной формах) за организационные хлопоты, всенародную пропагандистскую кампанию и, наконец, самое cимволически важное действие — подтверждение неизбежности конца истории по-вашингтонски. $160 млрд. — сделка тысячелетия! (Америка, к сожалению, поспешила заложить Ходорковского Путину: проект русского нефтяника N 1 показался ей не в меру авантюрным).
Можно спорить о достоверности всего этого, но тренд такой был, и МБХ мог стать кандидатом от семибанкирщины, альтернативой (скорее всего – худшей) «чекистам-питерцам».
И вот вам пожалуйста – свежее подтверждение: Михаил Прохоров заявил, что в случае победы на выборах его первым решением в качестве главы государства стало бы помилование Михаила Ходорковского.
2) «Западу не нужен хаос в России, ему нужна стабильная демократическая Россия».
Весьма значительное число людей в России (в т.ч. среди тех, кто был на Болотной) действительно убеждено, что Запад жизненно заинтересован в том, чтобы Россия была стабильной и процветающей. И уже поэтому, дескать, будут стремиться к тому, чтобы ее возглавили близкие самому Западу демократы. На дверях будущих кабинетов «на обломках самовластья напишут наши имена». Дескать, особенно Европа сильно пострадает от того, что здесь все будет гореть в хаосе и революции.
Но как-то не приходит в голову, что целью хаоса может быть сам хаос. Что дестабилизация приносит, как правило, больше дивидендов, чем перспектива вливания нового претендента на членство во все более тесном «золотом миллиарде». Не говоря уже о том, что Россия своим внезападным существованием по-прежнему оправдывает существование НАТО – инструмент управления США Европой и подавления инакомыслия на планете (в противном случае Россию взяли бы в альянс еще в 90-е, при «друге Борисе», или распустили бы его за неимением антагонистов).
«Управляемый хаос» (например, в форме бинарной экспансии, как в текущей ситуации ) — давно взятая на вооружение стратегия десуверенизации и переформатирования государств, угрожающих благополучию глобальных игроков. Ключевая роль при этом отводится информационным технологиям – да, да, тем самым радостно собирающимся вконтактах хомячкам, считающим, что они делают это спонтанно и «по зову сердца».
Вообще, одной из важнейших составляющих стратегии хаоса и десуверенизации как раз является подрыв всех определяющих саму нацию скреп и основ (религии, языка, культуры, духа патриотизма и т.п.), крайняя индивидуализация общества. Чтобы «я» встало над «мы». (О технологиях управляемого хаоса см. здесь.) В этом смысле Россия достигла небывалых – язык не поворачивается сказать «успехов» — рубежей: идеальная среда для использования новых технологий.
Характерная черта начала XXI в. — расцвет информационно-сетевых технологий разрушения основ государственности, которые позволяют решать задачи по смене правящего режима не путем уничтожения вооруженных сил и экономики страны, а посредством воздействия на морально-психологическое состояние ее руководства и населения. Современные «революции» фактически стали первой информационной войной (без объявления войны), в которой информационно-психологическая и информационно-технические составляющие противоборства фактически объединились в единую технологию формирования и управления общественным мнением. Сегодня виртуальные участники социальных сетей своими действиями выводят на улицы реальных людей. По сути это принципиально новый этап развития информационных войн. Показательны, в частности, неоднократные упоминания в СМИ о том, что и в США, и в Израиле для этой цели создаются спецподразделения «боевых блогеров».
Есть также вполне реалистичные сценарии дестабилизации России с использованием национального вопроса – и это один из поводов постараться крайне внимательно относиться к вбросам на этой почве и блокировать перебор в любую сторону. Интересны и другие симптомы применительно к нашей активности на постсоветском пространстве.
Контролируемая ядерная реакция в России никого на Западе в реальности (а не на публику) не пугает. Напротив – она желанная цель и средство. Речь не об оккупации или иных формах силового вмешательства (хотя, не будь ядерного щита, устроить показательную порку крылатыми ракетами с обычным зарядом руки бы зачесались — например, за отказ в регистрации однополого брака в какой-нибудь деревеньке или иные «преступления против человечности»).
Но расчленить страну, установить прямые отношения с независимыми сырьевыми республиками (или даже авторитариями саудовского типа) Сибири и качать через южный и северный потоки ресурсы в обход пустой европейской части России, где останется только антимодернизационный планктон – вполне себе реально на перспективу. Кто будет в это время сидеть в московских супердемократических институтах власти или митинговать на Болотной будет абсолютно не важно.
3) «Нынешняя верхушка повязана с Западом, ей есть что терять, она не допустит революций, а Запад не заинтересован в ее устранении».
Вряд ли происходящее дает основания сомневаться в том, что Путина мочат всерьез. Он мешает всему тому, о чем говорилось ранее.
Что касается прочих — кого-то купят и возьмут в услужение, с неугодными расправятся, вывезенные капиталы спокойно конфискуют в свою пользу.
4) «Революционеров мало, и, если что, народ остановит».
Там, где перевороты состоялись, все крушило энергичное, организованное, спонсированное, меньшинство. Народ имеет обыкновение либо молча взирать, как у него отнимают и ломают страну, либо пойти за теми, кто пообещает право на бузу и печеньки.
Не верить в то, что народ может действовать против своих интересов, что он может вверить свою судьбу в руки кучки проходимцев и манипуляторов, именно нам в России, с ее столь наглядным историческим опытом именно в этом моменте – это не просто наивно, но еще и верх безответственности.
Фацит: главная задача — отсечь оранжистов от обоснованного общественного протеста, и идти навстречу тем, кто имеет полное право требовать иных ролей в современном обществе. Не думать постоянно о том, что бы еще подарить скучающим у мониторов хомячкам, а поднимать уровень доходов квалифицированных рабочих, врачей, учителей, инженеров и иных спецов, фермеров, офицеров, муниципальных служащих на невзяткоемких должностях и вообще всех, кто трудится и что-то производит. Иначе всех их заберут те, кто фактически действует против их интересов, против ИХ государства.
Комментарии (0)