Смартфоны отупляют людей

Уважаемые читатели!

Вначале — вот эта картинка, облетевшая за последние пару суток русскую медиасферу.


12591


Некто Игорь Чернов из Киева, пользователь Фейсбука, пишет под ней: «Знакомый из паспортного стола в Германии прислал фото тех, кто делал последние фото на паспорта граждан Германии. Так называемых коренных немцев».

Под картинкой на момент начала написания данного текста было уже 258 перепостов.

Смысл понятен: вот как Европу заполоняют одинаковые кудлатые бородачи одинаково смуглого вида в одинаковой одежде.

Всего одно расследовательское действие — правый клик по фотографии и выбор функции «найти это фото в Google» — привёл бы любого пользователя к интересному открытию. На самом деле перед нами фотография 27 граждан Бангладеш, арестованных за радикализм в Сингапуре в январе этого года. Киевлянин Чернов просто взял её и выдумал бредовую текстовку.

Это враньё радостно подхватили и разносят многие сотни наших современников.

У меня есть версия, уважаемые читатели, почему интернет, который должен был по идее стать механизмом распространения знаний и информации — на деле оказался беспрецедентным по мощи механизмом распространения вранья, болезненных фантазий, ложных цитат, мифов, страшилок и просто глупостей.

Помимо уже обсуждавшихся нами проблем современной медиа-сферы (информации на человека нападает куда больше, чем он в состоянии воспринять; в выигрыше любая яркая информация — поскольку времени на проверку её истинности всё равно ни у кого нет; распад единого смыслового пространства на «гетто единомышленников» и пр.) — есть и ещё одна причина, чисто техническая.

Штука вся в том, что основную массу «некритичных репостеров» составляют пользователи разного рода смартфонов.

Интернет-поведение смартфонщиков, что доказано, отличается от поведения пользователя персональных компьютеров.

Смартфонщики почти в два с половиной раза меньше читают СМИ.

Смартфонщики почти вдвое больше сидят в соцсетях.

Смартфонщики более чем вдвое меньше занимаются всем, что можно назвать словом «Иное» — то есть, в том числе, и перепроверкой информации.

Смартфоны, если угодно, делают общение современника с интернетом куда менее двусторонним, чем ПК. На смартфоне не так удобно выделять какой-нибудь текст, искать его первоисточник в новой вкладке, проверять происхождение фотографий — одним словом, всё то, что можно назвать работой с информацией и её обработкой. И поскольку это менее удобно — это делается куда реже.

По факту мы имеем дело с девайсами, постепенно отучающими своих пользователей от критического мышления — если под критическим мышлением иметь в виду, конечно, мышление системное и логическое, а не склонность кого-либо искромётно критиковать.

Фактически мы имеем дело с воспитанным поведением, которое можно было бы назвать «информационным промискуитетом» или «информационной распущенностью» — по аналогии со схожим половым поведением.

И как в случае с промискуитетом реальным — беспорядочные информационные связи со многими незнакомыми партнёрами приводят к инфицированию современников многочисленными ложными фактами, искажающими их здоровую и объективную картину мира. А затем и к передаче этих «заболеваний, передающихся путём перепостов», другим современникам.

Это говорит о том, что нам совершенно необходимо выработать и внедрить правила элементарной информационной гигиены, сходные с известными с детства заповедями «не тащить в рот всякую гадость», «не брать конфеты у посторонних дядь» и «не садиться в машину к чужим людям».

Потому что результатом беспорядочного информационного поведения становится чудовищная каша из вранья в головах, теряющих способность здраво мыслить.

…И да. К тому моменту, когда я закончил этот текст — враньё про «друга из Германии» перепостили уже 358 раз.

21 июня 2016 года

Источник

Комментарии (0)

Добавить комментарий