Миротворцы поневоле

7995
Фото: Михаил Алаеддин, РИА Новости

Резолюция ООН не заменит наземной операции

Успех операции российских ВКС и наступление сирийской армии оказались признаны весьма примечательным образом — наблюдается резкая интенсификация миротворческих усилий большинства держав, имеющих в регионе собственные интересы. В игру вступил даже Китай, анонсировавший встречу властей и оппозиции Сирии на своей территории. Маркер простой и очевидный. Еще немного, и у России с Асадом будет настолько сильная позиция на фронтах (и, соответственно, за столом переговоров), что остальным участникам не удастся выторговать для себя и своих протеже даже мало-мальски приличных позиций в послевоенной Сирии.

18 декабря Совбез ООН одобрил резолюцию по урегулированию в Сирии, которая оказалась достаточно предметной и с календарно прописанной «дорожной картой»: в январе 2016 года — начало переговоров между сирийскими властями и оппозицией под эгидой ООН, выборы под международным контролем — в течение полутора лет после начала работы над проектом новой Конституции. Правда, дата начала работы над Конституцией в тексте отсутствует. Резолюция стала существенной дипломатической победой РФ, поскольку в ее тексте никак не упоминается судьба нынешнего руководителя Сирии.

В этот же день состоялось организованное США заседание международной группы в поддержку Сирии. Это первая американская инициатива по сирийскому урегулированию, поддержанная Россией. Судя по всему, госсекретарь США Джон Керри на переговорах недельной давности в Москве приложил немало усилий (и, видимо, предложил очень привлекательные бонусы), чтобы российская сторона согласилась поучаствовать в нью-йоркском мероприятии.

Возможно, одним из полученных Кремлем бонусов стало публичное одергивание президентом США Бараком Обамой турецкого президента Эрдогана с призывом вывести войска из Ирака. Кроме того, похоже, по отношению к Турции американцы применили и кулуарные методы воздействия, потому как сразу после этого Анкара заявила о выводе военного контингента с севера Ирака, что выглядит болезненным публичным унижением.

Официальные заявления США сразу по завершении пятничных нью-йоркских мероприятий — в частности, акцентирование госсекретарем желательности прекращения огня в Сирии уже через месяц — прозрачно указывают на искреннюю заинтересованность американцев в подобном развитии событий. Причина очевидна: каждая неделя и даже каждый день боевых действий ухудшают позиции поддерживаемых американцами вооруженных формирований, а значит, и их позиции в переговорном процессе.

Комментарии российского МИДа, в свою очередь, показательны куда большей расслабленностью и отсутствием жестких рамок. Там, где Керри педалировал месячный срок прекращения огня, Сергей Лавров говорил о полугоде как о возможном сроке достижения взаимопонимания между властями и оппозицией Сирии. России спешить некуда — каждый день продолжения боевых действий работает на ее интересы.

Зафиксированный в ооновской резолюции январь как срок начала переговоров требует основных усилий со стороны Запада. Сирийская власть целостная и сохраняет иерархию. Зато ей противостоит крайне разношерстный набор сил, среди которых еще предстоит отсеять — при опять-таки российском согласовании — неприемлемые вследствие своей радикальности, экстремизма и террористических методов группировки. А затем потребуется добиться хоть какого-то согласия среди оппозиционных сил, которые будут допущены к переговорному процессу.

Каждая из задач непроста сама по себе, тем более что отдельные сирийские оппозиционные группы уже выразили свое разочарование и недовольство принятыми в Нью-Йорке документами — из-за размытости формулировок и отсутствия жесткой позиции относительно дальнейшей судьбы Башара Асада.

Урегулирование всех этих внутренних разногласий и трений ложится на плечи Штатов, причем они сами установили для себя весьма жесткие временные рамки. Удастся ли им их соблюсти, большой вопрос.

В свою очередь, Россия, сохраняющая неизменность позиции по сирийской проблеме на протяжении всех последних лет, теперь имеет возможность начать пожинать плоды своей последовательности. На дипломатическом поле от нее требуется лишь в нужный момент подавать мяч на сторону партнеров.

Источник

Комментарии (0)

Добавить комментарий