Как начинаются войны

алеппо
Алеппо, 10 апреля 2013 года. Фото: Dimitar Dilkoff, AFP

Вчерашний день принес мини-сенсацию.

Бывший президент Финляндии рассказал британской газете Guardian, что еще в 2012 году Россия (в лице российского полпреда в ООН Виталия Чуркина) неофициально предлагала странам Запада план урегулирования сирийского кризиса, предусматривавший отставку Башара Асада.
http://ria.ru/…

Учитывая, что это не слухи и не анонимные утечки, а рассказ уважаемого государственного деятеля с безупречной репутацией, скорее всего, это правда.

Условия тогдашнего российского сценария были просты. Даже сейчас они впечатляют своей адекватностью и умеренностью.

  1. Отказ от поставок вооружений сирийской оппозиции.
  2. Немедленное налаживание диалога между режимом Асада и оппозицией.
  3. «Изящный» уход Асада в отставку.

Видимо, под этим подразумевалась как обставленная протоколом добровольность передачи власти со всеми положенными почестями, так и гарантии безопасности после ухода с поста со стороны Запада.

Спустя три года, 200 000 погибших сирийцев, одну разгромленную исламистами Пальмиру и почти полмиллиона (только за 2015 год) ближневосточных беженцев в Европе Асад сидит в кресле сирийского лидера даже прочнее, чем в 2012 году.

Но вся эта история не столько про Сирию и даже не про профессиональную деградацию западной внешней политики, кардинально неверно оценившую тогда как положение Асада («через пару недель само все закончится»), так и предложение России (взаимовыгодное предложение как проявление слабости). Самое важное, что обнажает эта история, это полное исчезновение парадигмы, идеи диалога из современной западной дипломатии.

Последние полтора года, учитывая накаленность ситуации на мировой арене, часто обсуждаются перспективы и шансы новой мировой войны. При этом обычно приводятся аргументы про накопившиеся глобальные противоречия, про системный кризис всей мировой политической конфигурации, про исчерпание и неизбежный крах финансово-экономической системы планеты, про сформировавшиеся противостоящие друг другу блоки.

Но возможно самым важным аргументом в пользу неизбежности нового общемирового военного конфликта является то, что Запад и его внешняя политика вошел в стадию, когда диалог, переговоры являются не первым, а последним и исключительно вынужденным под воздействием непреодолимой силы механизмом преодоления противоречий.

Источник

Комментарии (0)

Добавить комментарий