«Ожесточенная классовая борьба в архитектуре»

Исторические постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам сыграли исключительную роль в борьбе за идейную направленность советской архитектуры, против всяческих пережитков и влияний буржуазных теорий как псевдоноваторского, так и реставрационного толка. Ежегодник «Советская Архитектура», 1951 год

Литография Ж.Б. Арну по рис. И.Е. Вивьена. Кон.1840 гг. Издание И. Дациаро
Литография Ж.Б. Арну
по рис. И.Е. Вивьена.
Кон.1840 гг. Издание И. Дациаро

Сухарева башня. Кому из русских, даже не бывших в Москве, неизвестно название Сухаревой башни? Надо заметить, что во внутренних, особенно отдаленных, губерниях России Сухарева башня вместе с Иваном Великим пользуется какой-то особенной славой. Про нее знают, что это превысокая, громадная башня и что ее видно отовсюду в Москве, как и храм Христа Спасителя. Поэтому-то почти всякий приезжающий в Москву считает непременным долгом прежде всего побывать в Кремле, взойти на колокольню Ивана Великого, помолиться в храме Спасителя, а потом хоть проехать подле Сухаревой башни, которая издавна славилась какими-то бывшими на ней чудесами, а теперь знаменита огромным резервуаром, снабжающим Москву чистой водой. Все это заставляет глядеть на Сухареву башню с искренним вниманием, и особенно когда мы знаем ее историю. А история Сухаревой башни весьма любопытна.

Сретенские ворота Земляного города были сначала деревянными. На месте их Петром и решено было построить в честь Сухарева полка каменные ворота с башней. Все это здание построено по плану самого Петра, который, как известно, любил архитектуру и чертил планы многих церквей и зданий в Москве. Когда строилась Сухарева башня, то простой народ дал ей название «невесты Ивана Великого».

Здание это состоит из трех частей: ворот, которые когда-то на ночь запирались, над ними палат и восьмигранной, в четыре пояса, башни с четырьмя вокруг нее башенками. Верх пирамидального шатра увенчан двуглавым орлом. В верхнем ярусе палат находятся два обширных зала под сводами.

С историей Сухаревой башни связано много любопытных воспоминаний и чудесных преданий. В ней заключается зародыш многих преобразований России, сделанных Петром. С самого начала в палатах Сухаревой башни была им открыта «Математическая и навигационная (мореплавания) школа». Устроителем ее был, как предполагают, граф Яков Брюс, известный математик и составитель столетнего календаря. В числе первых учителей школы был Леонтий Магницкий, сочинитель «Арифметики» 1704 года, в которой впервые были употреблены арабские цифры вместо славянских. В школе в 1712 году уже училось более пятисот детей дворян и разночинцев. В 1715 году школа была переведена в Санкт-Петербург под названием Морской академии, переименованной потом в Морской кадетский корпус, откуда вышло много знаменитых адмиралов и мореходов.

До 1812 года около башни стояло деревянное здание, где хранился маскарадный кораблик, который Петр называл «памятником-миротворцем». При праздновании мира со Швецией в 1721 и 1724 годах кораблик этот с распущенными флагами и парусами, иллюминированный слюдяными фонариками, возился по Москве то на санях, то на колесах. В 1812 году он потерпел одинаковую участь с Москвой — сгорел до основания.

Стиль всего здания Сухаревой башни представляет смесь ломбардского с готическим. Прочность его необыкновенна, и прочность эту составляет глубина его фундамента; когда подле него проводили трубы для водопровода, то никак не могли докопаться до самого основания постройки. Вышина всей башни от подошвы до герба — 30 саженей; ширина при подошве — 19 саженей 1 аршин; длина — II саженей 1,75 аршина, кроме крытой ступенчатой лестницы ко входу. Вверх к шпилю, на третьем этаже, идет деревянная винтообразная лестница под самый герб. Там из слуховых окон шатра открывается вся дивная панорама огромной и разнообразной Москвы во всем ее необъятном величии, чудной красоте и широком раздолье.

(Из книги И.К. Кондратьева «Седая старина Москвы»)

Хронология гибели

17 августа 1933 года в газете Рабочая Москва появилась краткая заметка «Снос Сухаревой башни», в которой сообщалось, что с 19 августа «соответствующие организации» займутся сносом башни, так как она мешает движению транспорта, и к 1 октября Сухаревская площадь будет от нее очищена.

На следующий день Сталин вместе с Ворошиловым уехал в Сочи.

28 августа 1933 года академики И.Э.Грабарь, И.А.Фомин, И.В.Жолтовский и А. В. Щусев написали письмо на имя вождя:

Глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович! Газетное известие о сломке Сухаревой башни заставляет нас, пока еще не поздно, сигнализировать Вам об ошибочности принятого решения, в твердом убеждении, что наши голоса не случайны и не единичны, а являются выражением мыслей и чувств, разделяемых всей научной и художественной советской общественностью, независимо от направления, убеждения и вкусов.

Сломка башни нецелесообразна по существу, ибо, если цель ее — урегулирование уличного движения, то тот же результат с одинаковым успехом может быть достигнут другими путями. Группа архитекторов берется в течение одного месяца разработать проект реорганизации Сухаревой площади с идеальным решением графика движения. Сухарева башня есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров. Мы решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера.

К письму прилагался примерный (предварительный) график движения автотранспорта по площади. В тот же день аналогичное письмо было направлено первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л.М.Кагановичу.

4 сентября 1933 года. Каганович на совещании московских архитекторов-коммунистов:

В архитектуре у нас продолжается ожесточенная классовая борьба. Но коммунисты ею не руководят. Пример можно взять хотя бы из фактов последних дней — протест группы старых архитекторов против слома Сухаревой башни. Я не вхожу в существо этих аргументов, возможно, Сухареву башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу. Ясно, что эти протесты вызваны не заботой об охране памятников старины, а политическими мотивами — в попытках упрекнуть Советскую власть в вандализме. А создают ли коммунисты-архитекторы атмосферу резкого отпора и общественного осуждения таким реакционным элементам архитектуры? Нет, сейчас не только не создают, но и потворствуют этим реакционерам. Такая пассивность наших коммунистов приводит к тому, что часть беспартийной молодежи начинает группироваться вокруг стариков, а не вокруг нас.

18 сентября 1933 года. Сталин и Ворошилов — Кагановичу:

Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к тому, что ее надо обязательно* снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитектора, возражающие против сноса — слепы и бесперспективны.

Сталин. Ворошилов

* — слово выделено в исходном тексте.

20 сентября 1933 года. Каганович — Сталину:

Я дал задание архитекторам представить проект перестройки (арки), чтобы облегчить движение. Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, но сказал им, что это зависит от того, насколько их проект разрешит задачу движения. Теперь я бы просил разрешить мне немного выждать, чтобы получить от них проект. Так как он, конечно, не удовлетворит нас, то мы объявим им, что Сухареву башню ломаем. Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую это дело быстрее, т.е. сейчас, не дожидаясь их проекта. Ну, на этом кончу.

Привет. Ваш Л.Каганович

Было разработано несколько вариантов реконструкции Сухаревой площади с сохранением башни. (Наиболее известен проект И.А.Фомина.) Представленные проекты разрешали транспортную проблему, кроме того, город обогащался замечательно красивой площадью, о которой тогда говорили, что «она будет не хуже площади Звезды в Париже с Триумфальной аркой посредине». Известный инженер, будущий академик В.Н.Образцов брался в крайнем случае передвинуть Сухареву башню на любое место и давал техническое обоснование этой акциии. В Москве уже имелся опыт передвижки зданий, в том числе и дореволюционный.

13 апреля 1934 года. Из воспоминаний архитектора Л.А.Давида:

Апрель 1934 г. В ночь с 13-го на 14-е на башню была брошена бригада добрых молодцов Мосразбортреста. Кувалдами были разбиты доступные для ударов детали белокаменного декора. Возмущение общественности.

17 апреля 1934 года художник К.Ф.Юон, архитекторы А.В.Щусев, И.А.Фомин, И.В.Жолтовский, искусствовед А.М.Эфрос пишут Сталину отчаянное письмо:

Глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович! С волнением и горечью обращаемся к Вам, как к человеку высшего авторитета, который может приостановить дело, делающееся заведомо неправильно, и дать ему другое направление. Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухареву башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого архитектурного памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно.

Сносят его ради упорядочения уличного движения. Задача насущная, жизненно важная. Но ее можно осуществить другими, менее болезненными способами. Снос Башни — линия наименьшего сопротивления. Уверяем Вас, что советская художественная и архитектурная мысль может немедленно представить несколько вариантов иного решения задачи, которые обеспечат всю свободу уличного движения на этом участке и вместе с тем позволят сохранить Сухареву башню. Такие варианты есть, их несколько, — от сноса небольших домов на углах, примыкающих к Башне улиц (что широко раздвинет объездные пути) до передвижки Башни на несколько десятков метров, на более широкую часть площади (что освободит перекресток улиц и даст сквозное движение по всем направлениям). Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры.

22 апреля 1934 года. Сталин — А.В.Щусеву, А.М.Эфросу, И.В.Жолтовскому и др.

Письмо с предложением — не разрушать Сухареву башню получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня. Жалею, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможности в данном случае оказать вам услугу.

Уважающий вас (И.Сталин).

12 июня 1934 года. Сухарева башня перестала существовать.

25 октября 1934 года. По предложению Л.М.Кагановича Сухаревская площадь переименована в Колхозную.

Памятный знак в сквере на Садовом кольце
Памятный знак в сквере на Садовом кольце
(Большая Сухаревская площадь)
Установлен в 1996 году
в ознаменование 300-летия
Российского флота

PS. В.А. Гиляровский в письме к дочери:
«Ее ломают. Первым делом с нее сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают ее стройную розовую фигуру. Все еще розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом …

Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещенная,
В груду развалин живых превращенная,
Все еще вижу ее я вчерашнею
Гордой красавицей, розовой башнею…»

PPS. Известный искусствовед Г.К. Вагнер свои воспоминания о событиях того времени назвал «Десять лет Колымы за Сухареву башню». Первым предъявленным ему обвинением было: «Ругал Кагановича, Ворошилова и других за снос Сухаревой башни и Красных ворот.»


ЛИТЕРАТУРА

UPD. 6 апреля 2013 года.

В Музее Архитектуры имени А.В. Щусева состоялось открытие двух экспозиций из депозитария музея. В первом зале стоит макет Сухаревой башни. Перед сносом параметры башни были зафиксированы в обмерных чертежах, по которым и был создан макет. Представитель музея подчеркнула, что им хочется, чтобы макеты разглядывали в подробностях, любовались ими, поэтому их не стали укрывать пластиковыми или стеклянными коробками. Стены зала за башней украшены фотографиями так, что создается ощущение присутствия в той Москве, когда Сухарева башня еще украшала площадь.

Источник

Комментарии (0)

Добавить комментарий