Эволюция системы

кремль
Фото: Александр Гусев

Прямо в данный момент Россия вынуждена решать сразу несколько масштабных, если не сказать исторических, задач. Некоторые из них лежат на поверхности и регулярно занимают первые полосы изданий – например, возвращение страной статуса сверхдержавы в процессе глобального противостояния с западным миром и модернизация отечественной экономики через реиндустриализацию. Несмотря на трудности и препоны, многие серьезные достижения или уже осуществлены, или их реализация дело скорого будущего.

Но есть тема, которая самым серьезным образом беспокоит огромную часть страны, но ее публичного обсуждения, по сути, нет. Причем это умолчание носит несколько невротический характер, поскольку слишком уж многое в стране зависит от данной темы.

Для массы людей она воплощена в слове «преемник». Но в реальности проблема куда шире.

За последние 15 лет Россия прошла огромный путь и достигла серьезных успехов. Будущее нам обещает еще большие победы. Но все это возможно при одном очень важном условии – если в стране сформируется устойчивая общественно-политическая и государственная система с качественной системой воспроизводства и обновления, и с надежными предохранителями от опасных и негативных процессов.

Огромный рейтинг президента страны помимо очевидных, регулярно обсуждаемых причин имеет также и более скрытые. Одной из них является то, что на фигуре Владимира Путина сосредоточились чаяния и надежды россиян. А это произошло именно потому, что у людей нет уверенности, что наша система будет двигаться в выбранную и желаемую народом сторону, если убрать из нее Путина. И хотя за последний год российская элита действительно прошла серьезный путь по пути национализации, надо признать, опасения людей, что текущие процессы не носят характер безоговорочного тренда, обоснованы.

При всей значимости фигуры руководителя страны недопустимо, чтобы судьба России целиком и полностью зависела от одного человека или узкой группы лиц. В конце концов, нет никаких гарантий, что в следующий раз стране так же повезет с лидером. России нужен работающий самовоспроизводящийся механизм власти, который не допустит повторения национальной катастрофы 1990-х годов и будет справляться с неизбежно возникающими кризисами.

Несмотря на то, что данную тему не принято широко обсуждать, похоже, российская власть отдает себе в ней отчет и даже предпринимает конкретные действия в данном направлении. Хотя временами они создают впечатление тактики «шаг вперед, два шага назад».

Отсюда метания между избирательными системами и формой выборов/назначения глав регионов. Отсюда эксперименты с различными формами общественного контроля – от Общественных палат до всевозможных общественных советов. Методом проб и ошибок нащупывается баланс между сохранением целостности (и управляемости) системы и необходимостью каналов обратной связи, без которых оная система обречена на деградацию.

Отсюда усиливающиеся витки борьбы с коррупцией, каждый последующий из которых захватывает все более высокопоставленные фигуры. Отсюда модернизация – местами весьма жесткими методами – ключевых для безопасности государства структур (МВД, Минобороны).

И вот свежая новость. В России ликвидируют еще одну лазейку для возникновения региональных вотчин и даже сепаратизма (при неблагоприятном развитии событий). Вслед за президентом страны теперь и главы регионов не смогут занимать данный пост более двух сроков подряд.

Критикам, возмущающимся, что это раньше надо было делать, хочется напомнить, что во главе России стоит человек, твердо верящий в эволюционный и консервативный путь развития – лучше медленно и постепенно, но наверняка и без эксцессов.

Хорошая, в сущности, новость, как говорил один литературный герой.

Источник

Комментарии (0)

Добавить комментарий