Европа vs США

Опубликовано для «Северный поток 2: приключения продолжаются»

I

В продолжении предыдущей темы (см. ниже) — почему я думаю, что Европа не устоит перед США.

В прошлом году были серьезные обнадеживающие сигналы, что Европе таки удастся отбиться от Трансатлантического соглашения. Особенно радовали французы, которые несколько раз очень выразительно уперлись.

Но боюсь, что европейское сопротивление таки сломали. Причем грамотно и старательно ломают самое важное и самое сильное звено — Германию.

Следим за руками.

  1. Дизельный скандал с «Фольксваген». Удар не просто по крупнейшему автопроизводителю, но и по всей машиностроительной отрасли Германии. Перспективы 18-миллиардного штрафа, уже идущее очень серьезное проседание мировых продаж. И это пока проявились только цветочки, ягодки еще впереди.
  2. «Дойче банк» — главный банк Германии готовят к коллапсу. Во всяком случае раскачивать его последние месяцы начали очень старательно, а там, ой, как есть что раскачивать http://www.vestifinance.ru/articles/67075
  3. Еврокомиссия только что признала Северный поток 2 подпадающим под третий энергопакет.
  4. Ну, и вишенка на торте — беженцы, которые с особенным энтузиазмом «веселятся» именно в Германии.

Боюсь, что немцы не устоят. А если не устоят они — у остальной Европы вообще нет шансов.

И подписание Трансатлантического соглашения станет неизбежным.

6 февраля 2016, 22:21
Источник

II

Я сегодня прочитала очень показательную статью Геворга Мирзаяна о недавнем визите Генри Киссинджера в Москву.

Показательна она тем, что это едва ли не первый на моей памяти текст Мирзаяна, который один из самых интересных и содержательных наших аналитиков-публицистов, который оказался ни о чем. Вообще. Вместо привычных острых наблюдений и выводов с кучей интереснейших деталей там три страницы воды глубокомысленных предположений.

А мнение автора по поводу целей поездки Киссинджера сводится к тому, что 90-летний титан мировой дипломатии поперся на другой конец света, чтобы поговорить за все хорошее, против всего плохого и на пару с Темнейшим посокрушаться, что американская внешняя политика скатилась в канаву.

Простите, но это еще смешнее версии небратьев, что Киссинджер привозил ультиматум на возвращение Крыма и Донбасса.

Но эта статья Мирзаяна очень характерна, потому что другие тексты на данную тему очень похожи — похоже, никто не знает и не понимает, зачем приезжал Киссинджер. А те, кто знает, держат язык за зубами.

Так что, я хочу предложить фантазию на тему — свою версию о причинах и целях визита Киссинджера в Москву.

Сначала длинная преамбула.

Главное — вопреки расхожему мнению, отношения России и США резко улучшаются последний год. Причем это улучшение, на мой взгляд, носит системный и стратегический характер.

Под улучшением я понимаю не «мир, дружба, жвачка», а появление наконец снова общей платформы для общения и взаимоотношений между нашими странами.

Вот это ощущение разверзающейся бездны, с которым я жила почти весь 2014 год, проистекало от ситуации, что Москва и Вашингтона говорили на совсем разных языках и просто находились в разных системах координат. А это крайне чревато для мира, когда в таких отношениях оказываются две ядерные сверхдержавы.

Так вот, мы, наконец, снова определили платформу для общения. Да, внешне она конфронтационная — мы возвращаемся в формат Холодной войны. Но это даже замечательно, потому что у Холодной войны были общепринятые правила, процедуры и красные линии. В нынешней ситуации появление всего этого — шанс избежать самых худших сценариев.

Причина, почему России и Штаты в какой-то момент потеряли общий язык, на мой взгляд, связана с изменением статуса внешнеполитического ведомства в США за последние два десятилетия. Двадцать лет безоговорочной мировой гегемонии США превратили Госдеп в пресс-службу Пентагона и ЦРУ.

Госдеп отвык от сложной дипломатической работы, превратившись в идеологическую обслугу единственного метода американской внешней политики последних двух десятилетий — давить силой до упора.

А такие вещи, простите, влияют на квалификацию дипкорпуса.

Мне уже пару раз разные люди (профи во внешней политике) рассказывали, причем с явным недоумением, про контакты с американскими коллегами.

Вот сидят за неформальной беседой дипломаты или специалисты по международной политики. Цель — спокойно и открыто обсудить без медиа-ушей острые темы.

А американцы в разговоре начинают транслировать ровно те же штампы и идеологические речевки, что в ежедневном режиме выдает на брифингах представитель Госдепа.

Но это выглядит странно и не понятно для наших.

Внешняя политика вообще и дипломатия в частности — вещь крайне прагматичная и приземленная. Все эти лозунги про демократию, права человека, строительство социализма и интернациональный долг — необходимые идеологические конструкты, которые транслируют на широкую аудиторию. А сами дипломаты — про другое. Они — про геополитические интересы, про грязные методы борьбы, про сложную торговлю на переговорах, про циничные пункты договоров, про перекройку границ целых регионов.

И эти темы всегда честно обсуждались дипломатами разных, в том числе конкурирующих стран в кулуарах и за закрытыми дверьми. А американцы перестали это делать — даже там тарабаня идеологические мантры.

В результате у меня сложилось впечатление, что российская дипломатия глубоко не доверяет и презирает современное поколение американской внешней политики — именно за утрату базовых ценностей и механизмов мирового дипломатического искусства.

Киссинджер в свою очередь являет собой полную противоположность современной американской внешней политике: великий дипломат, всю свою жизнь положивший на защиту и продвижение американских интересов в мире, причем дипломат классический — который мыслит прагматичными категориями, владеет сложнейшими инструментами дипломатической работы и свободен от всей этой идеологической шелухи.

И именно за это Киссинджера очень уважают в России и испытывают большую личную симпатию, хотя он всю дорогу был нашим противником на дипломатических фронтах.

Но как бы то ни было, где-то год назад до американцев начало доходить, что их как-то совсем не туда заносит и они начали корректировать свои методы и подходы. Результатом стало появление за прошедший год более прочной почвы для взаимодействия и улучшение, вернее стабилизация отношений между нашими странами.

И я убеждена, что визит Киссинджера лежит именно в русле этой тенденции на улучшение (а вернее — на системность) в отношениях России и США.

Теперь наконец амбула — о смысле и цели поездки Киссинджера, как они мне видятся.

Повторю прописные истины. США вступили в период крайне жесткого и опасного для себя системного кризиса. При этом, похоже, в противостоянии внутри американских элит берут вверх адекватные сил. Кажется. Хилари и Ко таки сольют и не пропустят в Белый дом. Однако кризис никуда не делся и в ближайшие годы Штатам потребуются для спасения радикальные меры.

Экономисты спорят, какой сценарий — инфляционный или дефляционный — будет выбран для долларовой пирамиды. Однако во внешней политике главный приоритет явно определился — Штаты будут потрошить Европу для собственного спасения.

Однако события последних лет повлекли за собой важное изменение — Россия не только не дала себя сожрать по той же схеме, но и при этом активно вставляет палки в колеса американского спасения. Соответственно мы стали фактором, который они вынуждены учитывать. На понимание данного обстоятельства у них ушел весь 2014 года. Но дошло.

Итак. Я полагаю, что сейчас отношения между Россией и США уже вернулись в состояние внешнего противостояния, которое прикрывает прагматичный торг-конкуренцию.

Штаты отдают нам Ближний Восток. Гадить они там не перестанут, но если мы сами не налажаем, все будет по мелочи — чтобы в тонусе нас держать.

А вот взамен они хотят забрать себе Европу.

И именно с этим, я полагаю, был связан визит Киссинджера. Штаты прислали опытнейшего и симпатичного нам дипломата, чтобы в неформальной и даже можно сказать дружественной обстановке провести сверку часов и открыто обсудить ряд актуальных тем.

Думаю, нашим нужны были гарантии, что Штаты, как минимум, не будут нам мешать в разборках с Турцией, а то и помогут с Эрдоганом. Все равно они из региона уходят и отдают его нам.

А Киссинджер, видимо, просил нас не сильно рыпаться в сторону Европы. Возможно, обещал еще какие-то плюшки в качестве компенсации.

И вот результат. В западных СМИ началась новая информационная атака на Россию, а Еврокомиссия подвела Северный поток 2 под третий энергопакет. Американцы по всем возможным направлениям отрезают Европу от России, готовя к потрошению через Трансатлантическое соглашение.

А послезавтра в Сочи на встречу с ВВП прилетает король Бахрейна.

6 февраля 2016, 19:13
Источник