Будем жить

9 мая
Фото из блога (LJ) Сергея Доли

То, что с Днем Победы происходят происходят изменения, стало понятно несколько лет назад. Но было не ясно, куда эти изменения вывезут. Вчерашний праздник все прояснил. День Победы прошел серьезную трансформацию, приняв форму и получив дополнительное содержание, актуальное для новых поколений. И вчера мы и весь мир могли видеть его во всем его обновленном блеске. И это очень хорошая новость.

У человеческой памяти и вообще человеческой психологии есть свои особенности. Люди живут настоящим и будущим, и чем дальше от них отстоят события прошлого, тем менее значимыми те для них становятся, тем менее сильные чувства вызывают. А уж тем более это актуально, когда речь идет о событиях, которые произошли десятилетия назад. Невозможно – да и неправильно – требовать от правнуков блокадников той же остроты чувств по поводу блокады Ленинграда, что была (и есть) у их предков, переживших ее.

Единственный способ удержать какое-то событие прошлого в настоящем – это наполнить его дополнительными новыми смыслами и актуальными формами, актуализировать прошлое в настоящем. И именно это произошло вчера – 9 мая 2015 года. Вчера главный праздник России был окончательно переформатирован и приобрел ту новую завершенность, которая позволит ему оставаться актуальным еще очень долгое время, даже когда уйдет из жизни последний ветеран.

Встает вопрос, а зачем вообще что-то там переформатировать? Если что-то утрачивает свою актуальность в общественном сознании, зачем создавать какие-то новые искусственные формы и навязывать их сверху? Может быть, пусть уходит, раз пришло время?

Ну, во-первых, в этом переформатировании не было и нет ничего искусственного, и уж тем более, навязанного сверху. В том-то и чудо этого праздника и произошедшего с ним преображения, что все изменения начинались снизу, и только когда они стали общим трендом, они были приняты на официальном уровне.

А во-вторых, так уж получилось, что победа в Великой Отечественной войне, несмотря на уже весьма существенную отдаленность от нас, сохраняет свою значимость как фактор мировой политики. И то, как нервно и раздраженно реагируют западные «партнеры» на наше празднование, наглядно демонстрирует, что дело вовсе не в прошлом и не в далекой истории, а в самых что ни на есть актуальных реалиях.

Преображение праздника Победы стало актом творчества самого народа, чье сознание и бессознательное требует сохранения актуальности Великой Отечественной и для новых поколений россиян.

Так какие же изменения произошли с Днем Победы за последние годы и окончательно утвердились вчера? Можно выделить как минимум четыре принципиально важных момента.

Первое – символика. Ровно десять лет назад – в 2005 году – РИА «Новости» инициировало акцию «Георгиевская ленточка». За прошедшее десятилетие из ограниченной общественной инициативы георгиевская лента превратилась в общенациональный объединяющий символ. А события последнего года и война на Донбассе вдохнули в ленту дополнительный смысл, неразрывно связывающий воинов России всех эпох – дореволюционной, советской и современной.

Второе – обновленная армия. На параде Победы теперь мы видим наследников великой армии, победившей фашизм, которые не проедают наследие предков, а являются достойными их преемниками.

Третье – развлекательность. Я написала выше, невозможно требовать от людей остроты чувств – будь то радость или скорбь, или просто интерес – по поводу событий, относящихся к все более далекому прошлому. Внесение элементов, которые можно назвать развлекательными, нормальный и естественный ход вещей. И вот уже мы видит деток, одетых на праздник в гимнастерки, и модных звезд, перепевающих песни военных лет, и «раскрашивание» старых фильмов про войну, и все большую популярность исторических реконструкций, где взрослые люди «играют в войну». Это кого-то может покоробить, кто-то может углядеть в этом оскорбление памяти о войне, но на самом деле это не так. Это вдыхание новой жизни в формы, теряющие свою актуальность для вновь приходящих поколений. С таким же успехом можно обвинять южан США, которые цепко держатся за свои праздники и реконструкции, посвященные конфедератам в Гражданской войне. Поверьте, они знают, что делают.

Четвертое – и самое главное – актуализация связи между солдатами Великой Отечественной и их потомками, воплощением чего стала акция «Бессмертный полк». Если в праздновании Дня Победы появились новые развлекательные элементы, то с «Бессмертным полком» все совсем всерьез. Это взывание к родовой памяти новых поколений. Результаты этого взывания мы все вчера наблюдали.

Будем жить.

Источник

Комментарии (0)

Добавить комментарий